Цель и методологические принципы разработки АСУ

{toc_noshowall}Целью создания автоматизированной системы управления (АСУ) является повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности за счет улучшения использования имеющихся ресурсов. Иными словами, цель создания АСУ — мобилизация резервов, не находящих применения в силу ограниченных возможностей традиционных методов и средств управления. Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия в результате применения АСУ достигается за счет повышения качества решения планово-экономических задач и улучшения на этой основе использования производственных ресурсов, а также благодаря рационализации деятельности управленческого персонала.

Повышение качества решения планово-экономических задач обусловлено следующими факторами:

  1. рационализацией или оптимизацией производственно-хозяйственных планов предприятий;
  2. оптимизацией уровня запасов материальных ресурсов;
  3. оптимизацией календарного планирования, а следовательно, функционирования производства;
  4. ускорением процессов обработки данных.

АСУ представляет собой систему управления с применением современных автоматических средств обработки данных (ЭВМ, устройств накопления, регистрации, отображения и др.) и экономико-математических методов для регулярного решения основных задач управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Принципы разработки АСУ обусловливаются требованиями и возможностями научного управления, а также особенностями конкретных объектов управления и использования современных технических средств.

Основные принципы разработки АСУ подразделяются на следующие группы:

  1. экономико-математического характера;
  2. системного характера;
  3. организационно-технического характера.

Эти принципы подчеркивают экономическую природу АСУ, отличающую ее от разнообразных технических систем управления, первоочередность при разработке АСУ экономических проблем, необходимость приспособления общесистемных положений, математического аппарата и технических средств к особенностям и условиям функционирования конкретных предприятий.

 

 

1. Определение объекта и органа управления как системы и построение ее модели. Общая модель системы управления должна отображать взаимосвязь всех аспектов и методов планирования и регулирования производственно-хозяйственной деятельности. Модель системы управления на основе системного описания объекта можно представить в виде:

  • общего описания закономерностей производственно-хозяйственной деятельности предприятий;
  • математических формул и уравнений, отражающих характер закономерностей развития и функционирования производства;
  • блока схем взаимосвязи факторов развития и функционирования производства.

Разработка модели системы управления в той или иной форме представления требует различных глубин исследования и затрат ресурсов. Для минимизации затрат времени, повышения эффективности исследования на первых этапах проектирования целесообразна разработка экономико-организационной модели в виде общего описания или схемного представления.

2. Определение приоритета отдельных задач управления и очередности их разработки в рамках общей модели управления. Невозможность построения общей рабочей модели системы управления обусловливает необходимость оценки важности и установления очередности разработки и внедрения отдельных задач управления. Это производится на основе диагностического анализа, который позволяет получить оценки качества решения задач управления — величины резервов из-за их несовершенного решения.

Выбранный в результате диагностического анализа комплекс первоочередных задач управления определяет направления дальнейших исследований и работ по созданию АСУ. В то же время последующие комплексы задач управления представляют собой перспективы, новые задачи АСУ. Установление задач, подлежащих разработке и внедрению в ходе развития АСУ, позволяет более четко направить дальнейшие исследования и работы.

3. Воссоединение замкнутого контура управления в АСУ. Реализация какой-либо задачи должна охватывать по возможности все циклы управления: прогнозирование, планирование, организацию производства, оперативное управление, учет и контроль хода выполнения плана.

Воссоединение всех циклов управления в разрезе выделенных задач значительно ускоряет процессы принятия решений и уменьшает неконтролируемый период функционирования производства. Это обеспечивает понижение степени резервирования производства материальными и иными ресурсами, что, в конечном счете, повышает эффективность его деятельности. 

 

 

1. Установление перечня и частоты подготовки информации, необходимой коллективу специалистов аппарата управления для анализа производственно-хозяйственных ситуаций и принятия решений. Функционирование ЭВМ в замкнутом контуре управления вызывает необходимость установления конкретных форм выработки данных и документации, представляющих информацию специалистам аппарата управления.

В процессе разработки АСУ необходимо различать три группы документации. Первая группа документации определяется вышестоящими органами управления. Эта документация — формы отчетов, планов и т. п. — не может быть изменена и поэтому принимается за основу. Вторая группа — это документы действующей системы управления, сохраняемые в новой системе для обеспечения удобства деятельности человека. Третья группа выходных документов вырабатывается с учетом требований новой модели системы управления и анализа организации управленческого труда в подразделении аппарата.

2. Максимальное освобождение аппарата управления от сведений, не используемых в процессе решения оперативных задач. Это достигается путем:

а) автоматизации решений наиболее массовых производственно-хозяйственных задач. При этом в первое время процесс автоматизации принятия решений может осуществляться на основе элементарных процедур, а впоследствии — на базе экономико-математического моделирования;

б) перехода к выдаче данных с помощью ЭВМ на основе системы запросов, т. е. к подготовке данных только по требованию работников аппарата управления.

3. Организация централизованной нормативно-справочной базы в памяти ЭВМ. Единая нормативно-справочная база, обслуживая различные функции управления, обеспечивает интеграцию и сопоставимость принимаемых решений. В экономическом плане наличие такой базы позволяет резко повысить качество планирования производства на основе лучшей сбалансированности показателей плана и сокращения всякого рода потерь от недостатка пли избытка запасов в какой-либо момент времени. Реализация управленческих расчетов на основе единой нормативно-справочной базы существенно упрощает функционирование аппарата управления, избавляя его подразделения от рутинных работ.

4. Организация потока данных между системой и объектом управления через ЭВМ. Весь поток первичной документации, регистрирующей состояние производства и необходимой для контроля выполнения и корректировки планов деятельности, должен из пунктов формирования непосредственно вводиться в ЭВМ. В ЭВМ первичная информация должна синтезироваться с хранимыми здесь нормативно-справочными данными; далее без дополнительных сведений должны производиться все последующие операции выработки необходимой аппарату управления документации и передаваться ему (представлено на рисунке ниже).

Блок-схема принятия решения ЭВМ по обеспечению материальными ресурсами

Перевод потока данных непосредственно в ЭВМ освобождает работников аппарата управления от ручных операций, связанных с получением и обработкой первичной документации.

5. Одноразовая фиксация фактических данных в первичных документах.

Это означает, что в первичной документации должны отражаться только сведения, характеризующие фактическое состояние динамики производства. Из документации должны быть исключены всякого рода нормативные и справочные сведения, ибо все нормативно-справочные данные уже зафиксированы и

хранятся в памяти ЭВМ. Исключение расчетных и справочных показателей позволяет упростить первичную документацию и тем самым снизить трудоемкость управленческих работ в низовом звене управления.

6. Непрерывное обновление нормативно-справочных данных, хранящихся в памяти ЭВМ. Любые изменения конструкции изделий и технологии изготовления должны находить отражение в нормативно-справочных данных, хранящихся в памяти ЭВМ.

7. Органический синтез всех элементов АСУ в пространстве и времени, а также установление строгого графика их функционирования в процессе решения задач управления. При разработке АСУ должны быть органически увязаны методы и средства решения задач управления, обеспечены подготовка необходимых инструкций и программ и обучение персонала управления.

 

 

1. Правовое обеспечение аппарата управления. Правовое обеспечение [21] призвано регламентировать деятельность работника в процессе решения задач управления, т. е. определить круг его прав и обязанностей, а также основные, принципиальные линии поведения в условиях неопределенности. В некотором смысле правовое обеспечение должно устанавливать характер деятельности работника управления в процессе решения обычных, систематических задач, а также стимулировать поиск наилучших решений в непредвиденных ситуациях. Кроме того, правовое обеспечение в виде общих положений и должностных инструкций должно регулировать порядок взаимоотношений подразделений с работниками органа управления, а также с другими ячейками народного хозяйства.

Важной функцией правового обеспечения является предупреждение всякого рода действий работников аппарата управления, которые могут нанести непоправимый ущерб рассматриваемому объекту или смежным с ним подразделениям народного хозяйства.

2. Приведение организационной структуры аппарата управления в соответствие с характером модели системы управления и технологией информационных работ. Организационная структура аппарата управления должна соответствовать модели системы управления и вытекающему из ее особенностей правовому обеспечению. Реализация этого принципа требует:

  • уточнить или разработать новую схему организационной структуры аппарата управления;
  • определить основные функции и задачи отдельных подразделений и работников аппарата;
  • установить комплекс входной и выходной документации по каждому подразделению;
  • регламентировать схему взаимодействия подразделений;
  • уточнить график работы всех подразделений.

Разработка организационной структуры должна обеспечить решение вопросов о положении новых подразделений, в частности информационно-вычислительного центра (ИВЦ).

3. Подготовка персонала аппарата управления к работе в условиях использования новых методов и средств для решения задач управления должна являться неотъемлемой частью общего комплекса работ по созданию АСУ. В процессе разработки АСУ должны осуществляться:

  • совместное формулирование задач управления специалистами исследовательских организаций и работниками аппарата управления;
  • обучение работников аппарата управления новым методам решения задач и ознакомление их с возможностями и особенностями новых средств;
  • непрерывное информирование работников аппарата управления о ходе, трудностях и результатах разработок методов решения новых задач;
  • совместное экспериментальное решение задач управления работниками исследовательских организаций и аппарата управления («обучение» новой системе управления).

Процесс подготовки персонала должен сопровождать весь ход разработок АСУ, он должен учитывать все психологические аспекты взаимоотношений работников исследовательских организаций и аппарата управления, ибо возможные в этой области конфликты могут затягивать сроки создания АСУ.