Типы связей информационных объектов - Много – многозначные связи (M:N)

Много – многозначные связи (M:N) – это когда, каждому экземпляру одного объекта (А) могут соответствовать несколько экземпляров второго объекта (В) и наоборот, каждому экземпляру второго объекта (В) может соответствовать тоже несколько экземпляров первого объекта (А).

 img_1_3

Рис.3 Преобразование связи типа M:N через объект – связку

 Объект – связка должен иметь идентификатор, образованный из идентификаторов исходных объектов Ка и Кб.
Примером много – многозначных связей является связь поставщики – товары, если один поставщик поставляет разные наименования товаров, а товар одного наименования поставляется несколькими поставщиками.

Определение связей между информационными объектами

 Рассмотрим определение связей между информационными объектами и тип отношений, которыми они характеризуются, для предметной области Учебный процесс.

Связи между объектами ГРУППА - СТУДЕНТ характеризуются одно – многозначными отношениями (1:М), поскольку одна группа включает много студентов, а один студент входит только в одну группу. Связь между ними осуществляется по номеру группы, который является уникальным идентификатором главного объекта ГРУППА входит в составной идентификатор объекта СТУДЕНТ (см.табл.1)

Аналогично устанавливается связь между объектами КАФЕДРА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, которые также находятся в одно – многозначных отношениях. Связь между ними осуществляются по уникальному ключу главного объекта КАФЕДРА – коду кафедры, который в подчиненном объекте ПРЕПОДАВАТЕЛЬ является описательным.

Таблица 1. Объекты справочной информации о студентах, группах и предметах

Информационный объект Название реквизитов Обозначение реквизита Признак ключа
ГРУППА Номер группы
Количество студентов Средний балл в группе
НГ
КОЛ
ПБАЛ
Уникальный простой
СТУДЕНТ Номер группы
Номер студентов
Фамилия И.О.
Год рождения
Адрес
Балл при поступлении
НГ
НС
ФИО
ГОДР
АДРЕС
ПБАЛЛ
Уникальный составной
ПРЕДМЕТ Код предмета
Название предмета
Всего часов
Часов лекций
Часов практики
Число семестров
Программа курса (большой текст)
КП
НП

ЧАСЫ
ЛЕК
ПР
ЧС
ПРОГ
Уникальный простой

 

Таблица 2. Группировка реквизитов по информационным объектам документа Список преподавателей кафедры

Реквизиты объекта Признак ключа Имя информационного объекта Семантика объекта
ТАБН
ККАФ
ФИО
СТ
ЗВ
П,У ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Сведения о преподавателях кафедр
ККАФ
НКАФ
ТЕЛ
ЗАВ
П,У КАФЕДРА Сведения о кафедрах

В таблице приняты обозначения для ключа: П – простой, У – уникальный.

В каждой группе в течение семестра проводятся занятия по разным предметам (объект ИЗУЧЕНИЕ). С другой стороны, каждое занятие определенно для каждой группы. Поэтому имеет место связь типа один – ко – многим между объектами ПРЕДМЕТ - ИЗУЧЕНИЕ.

По каждому предмету проводится множество занятий в различных группах разными преподавателями. С другой стороны, каждое занятие проводится по конкретному предмету, что определяет отношения типа один – ко – многим между объектами ПРЕДМЕТ - ИЗУЧЕНИЕ. Аналогично определяются отношения типа один – ко – многим между объектами ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – ИЗУЧЕНИЕ.
Объект ИЗУЧЕНИЕ фактически играет роль объекта связки в много – многозначных отношениях объектов.

img_1_4 

Рис.4 Много – многозначные связи информационных объектов

img_1_5 

Рис.5 Информационно – логическая модель предметной области Учебный процесс

Объект УСПЕВАЕМОСТЬ содержит данные об успеваемости (оценку ) конкретного студента по конкретному занятию. Поэтому он является связанным с объектом СТУДЕНТ и объектом ИЗУЧЕНИЕ. Один студент имеет оценки по нескольким занятиям, но каждая оценка всегда относится к одному конкретному студенту. Это означает, объект УСПЕВАЕМОСТЬ является подчиненным и находится в одно – многозначных отношениях с объектом СТУДНТ. Объект УСПЕВАЕМОСТЬ, а также является подчиненным и находится в одно – многозначных отношениях с объектом ИЗУЧЕНИЕ. Объект УСПЕВАЕМОСТЬ выполняет роль объект – связки много – многозначных отношениях объектов СТУДЕНТ и ИЗУЧЕНИЕ. Много – многозначные отношения между этими объектами определяются тем, что одному студенту соответствует много занятий, отображаемых объектом ИЗУЧЕНИЕ, а одно занятие проводится со многими студентами.

В табл.3 перечислены все одно – многозначные связи между объектами, указаны ключи, по которым должны устанавливаться связи, и определены главные и подчиненные информационные объекты в этих связях.

Таблица 3 Связи информационных объектов

Главный объект Подчиненный объект Тип связи Ключ связи
ГРУППА
КАФЕДРА
ГРУППА
ПРЕДМЕТ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
СТУДЕНТ
ИЗУЧЕНИЕ
СТУДЕНТ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ИЗУЧЕНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ
УСПЕВАЕМОСТЬ
УСПЕВАЕМОСТЬ
1:М
1:М
1:М
1:М
1:М
1:М
1:М
НГ
К КАФ
НГ
КП
ТАБН
НГ+НС
НГ+КП+ТАБН+ВИДЗ