Организация работ по созданию АСУП

Разработка АСУП осуществляется, как правило, специализированными научно-исследовательскими и проектными организациями (далее разработчиком) на основе договоров, заключаемых с производственными объединениями, предприятиями (далее заказчиком). В случае если объединение (предприятие) создает АСУП самостоятельно, то объединение (предприятие), осуществляющее разработку АСУП, получает права, обязанности и несет ответственность разработчика в соответствии с Общеотраслевыми руководящими методическими материалами по созданию автоматизированных систем управления предприятиями (ОРММ) и другими нормативными документами.

При разработке проектов нового строительства, реконструкции, расширении или техническом перевооружении действующих предприятий генеральные проектные организации разрабатывают и включают в технико-экономическое обоснование (ТЭО) проектирования и строительства (реконструкции) предприятия специальный раздел «Автоматизированная система управления предприятием», разрабатывают и включают в технорабочий или технический проект промышленного предприятия раздел Б части V «Системы управления предприятием» в соответствии с указанием п. 4.2. и приложением I «Инструкции по разработке проектов и смет для промышленного строительства» — СН 202—76. Объем документации указанного раздела определяется министерствами и ведомствами в инструкциях и эталонах проектов, которые разрабатываются на основе ОРММ. Эти инструкции и эталоны утверждаются министерствами и ведомствами по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике и Госстроем СССР. Для разработки ТЭО и проектов АСУП генеральный проектировщик должен привлекать специализированные предприятия и организации.

При проектировании АСУ для действующих предприятий разработка проектов на выполнение строительно-монтажных работ по объектам технического обеспечения АСУ осуществляется с учетом требований норм технологического и строительного проектирования, нормативов по электро-, взрыво- и пожаробезопасности и др. Такие проектные решения согласовываются с генеральной или головной проектной организацией соответствующей отрасли.

Проекты АСУП разрабатываются для вновь создаваемых и развиваемых АСУП (реконструкция и расширение), а также при техническом перевооружении АСУП. К вновь создаваемым относятся АСУП, разработка и внедрение которых осуществляются впервые на данном предприятии. Развитие АСУП (расширение и реконструкция) осуществляется с целью расширения автоматизированных функций управления, охватывающих различные звенья предприятия, путем введения в эксплуатацию дополнительных средств вычислительной техники и автоматизации, внедрения средств программного обеспечения, строительства новых пунктов сбора и обработки информации.

Развитие АСУП, требующее привлечения средств капитального строительства, не предусмотренных проектом действующей системы, осуществляется по отдельному проекту. В остальных случаях развитие АСУП осуществляется на основе разработки отдельных алгоритмов, программ, инструкций и т. п.

К техническому перевооружению АСУП относятся осуществление мероприятий по повышению технического уровня действующей АСУП путем модернизации и замены устаревшего и физически изношенного основного оборудования ЭВМ и периферийных средств, используемых в АСУП, и связанные с этим замена комплексов программ, создание более современной технологии обработки данных, расширение состава автоматизируемых функций, а также улучшение технико-экономических показателей функционирования АСУП. В этом случае проект АСУП разрабатывается в объеме, соответствующем заменяемым частям проекта действующей системы.

Стадии создания АСУП

Устанавливаются следующие стадии создания АСУП:

  1. предпроектная, включающая разработку технико-экономического обоснования и технического задания на создание АСУП;
  2. разработка проектов АСУП, включающая разработку технического и рабочего проектов или технорабочего проекта системы;
  3. ввод в эксплуатацию АСУП, включающий проведение монтажно-наладочных работ, завершение мероприятий по подготовке предприятия к внедрению АСУП, опытной эксплуатации и приемо-сдаточных испытаний системы.

Перечень стадий, этапов и основных работ по созданию АСУП приведен в следующей таблице.

Стадия

Этап

Работа

1

2

3

1. Предпроектная

Подготовка и заключение договора

Предварительный анализ и выявление первоочередных объектов (организаций и предприятий для проектирования и внедрения на них АСУП)

Преддоговорное обследование и определение исходных характеристик объекта для заключения договора

Составление и подписание договора на создание АСУП

Комплексное обследование

Обследование объекта и анализ его характеристик

Разработка технико-экономического обоснования создания АСУП

Разработка перечня организационно-технических мероприятий по подготовке объекта к внедрению АСУП

Составление отчета по обследованию объекта

Определение характеристик и показателей разрабатываемой системы

Разработка комплекса документации технического задания

Экспертиза и согласование технического задания

Утверждение технического задания

2. Технический проект

Обследование

Анализ параметров и требований, заложенных в техническом задании

Уточнение материалов обследования объекта

Выбор проектных вариантов реализации задач управления

Выбор и обоснование проектных решений

Разработка проектных решений

Взаимная увязка проектных решений

Разработка документации

Разработка комплекса документации технического проекта

Экспертиза и согласование технического проекта

3. Рабочий проект

Разработка рабочей документации

Утверждение технического проекта

Анализ параметров и требований, заложенных в техническом задании и техническом проекте

Разработка комплекта документации рабочего проекта

4. Внедрение

Подготовка объекта

Реализация организационно-технических мероприятий по подготовке объекта к внедрению АСУП Реализация проектных решений на объекте

Испытания

Опытная эксплуатация составных частей АСУП

Производственные испытания АСУП

Корректировка проектной документации

Экспертиза и сдача АСУП в эксплуатацию

Сдача АСУП разработчикам экспертной комиссии заказчика

Сдача АСУП приемочной комиссии

Корректировка проектной документации

5. Анализ функционирования

Обследование

Разработка методики обследования и анализа функционирования АСУП

Анализ

Проведение анализа функционирования АСУП

Разработка предложений по развитию эксплуатируемой АСУП

Составление отчета по анализу функционирования АСУП

Установление стадий, этапов и работ для каждой конкретной АСУП производится на предпроектной стадии и выбирается с учетом сложности объекта и наличия проектных решений.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) — предпроектный документ, верждающий экономическую целесообразность и производственную необходимость создания АСУП. В ТЭО на основе сбора и анализа данных, характеризующих производственные возможности предприятия по повышению объема и качества выпускаемой продукции, снижению материальных, финансовых трудовых затрат за счет создания АСУП, даются обоснования основных решений по функциональным и беспечивающим частям, а также расчет затрат и экономической эффективности создаваемой АСУП. Технико-экономнческое обоснование разрабатывается, как правило, головной организацией отрасли по созданию АСУП при непосредственном участии заказчика с привлечением при необходимости научно-исследовательских и проектных организаций.

На основании ТЭО составляется техническое задание на создание АСУП. В тех случаях, когда создание АСУП намечено осуществлять очередями, техническое задание составляется и утверждается на систему в целом с выделением червой очереди системы. Допускается составление и утверждение ТЗ на первую очередь с указанием основных показателей АСУП на полное развитие. На расширение, реконструкцию или техническое перевооружение АСУП составляется и утверждается отдельное техническое задание.

Техническое задание на создание АСУП разрабатывается предприятием-заказчиком с участием организации-разработчика.

После утверждения ТЭО и ТЗ важнейшей обязанностью заказчика является приведение действующей системы управления и организации производства в соответствие с требованиями разработки АСУП, установленными ТЭО и ТЗ.

В целях сокращения времени на разработку и ввод в действие АСУП основные мероприятия, обеспечивающие начало внедрения АСУП, целесообразно завершить к моменту утверждения технического проекта.

Разработка проектов АСУП осуществляется в две стадии — технический и рабочий проекты — или в одну стадию — технорабочий проект.

Разработка проектов АСУП в одну стадию — технорабочий проект — осуществляется в случае, когда имеются проверенные на практике прототипы основных решении по АСУП для аналогичных объектов.

Технорабочий проект разрабатывается путем максимального использования пакетов прикладных программ и имеющихся типовых проектных решений.

При разработке АСУП на базе кустовых вычислительных центров (КВЦ) соблюдается та же стадийность, что и при создании АСУП с собственной технической базой.

Решение о стадийности проектирования определяется при разработке ТЗ и принимается инстанцией, утверждающей ТЗ.

Если в процессе разработки технического или технорабочего проекта АСУП возникает необходимость в проработке дополнительных вариантов, не предусмотренных техническим заданием, но обеспечивающих лучшие технико-экономические показатели, то разработчик должен сообщить об этом заказчику и организации, утвердившей ТЗ.

Разработка дополнительных вариантов осуществляется на основании дополнения к техническому заданию, выданного заказчиком в установленном порядке, а также оформления соответствующего дополнения к договору па разработку.

Заказчик и разработчик в случае выявившейся необходимости должны своевременно и в установленном порядке вносить в проекты изменения, улучшающие технико-экономические показатели, повышающие научно-технический уровень АСУП, в том числе изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов.

Указанные изменения вносятся разработчиком на основании поручения заказчика, подготовленного с учетом фактического состояния разработки и внедрения АСУП и представленного в форме дополнительного ТЗ и договоров на разработку.

Состав очередей создания АСУП определяется конкретными производственно-техническими условиями, экономической целесообразностью, особенностями применяемых методов и средств разработки.

Состав и последовательность очередей создания АСУП для вновь строящихся и реконструируемых предприятий увязываются с планами строительства, реконструкции или технического перевооружения предприятия, исходя из достижения максимальной эффективности разработки и внедрения АСУП- Объем работ первой очереди устанавливается с учетом последовательности ввода в эксплуатацию пусковых комплексов строящихся объектов при условии обеспечения минимальных изменений решений по объектам первой очереди при внедрении последующих очереден АСУП.

На действующих предприятиях АСУП создается не более чем в две очереди.

Первая очередь должна обеспечивать регулярное решение комплекса задач технической подготовки производства, оперативного управления и материально- технического снабжения на уровнях общезаводского и внутрицехового управления. Выбранныйкомплекс задач должен обеспечивать нормативный срок окупаемости затрат на внедрение АСУ, загрузку ЭВМ не менее установленного норматива.

АСУП в полном объеме должна обеспечивать достижение показателей, установленных проектом, и наиболее полное решение задач по основным функциональным подсистемам.

При создании АСУП должны предусматриваться опережающая разработка и внедрение: классификаторов технико-экономической информации и информационной базы данных; комплекса технического и программного обеспечения для подготовки машинных носителей и загрузки информационной базы АСУП; экономико-математических методов и процедур управления в соответствии с требованиями применяемых пакетов прикладных программ; мероприятий по совершенствованию организации и управления производством, а также проектированию и вводу в эксплуатацию зданий и сооружений вычислительного центра, пунктов сбора и передачи информации, лабораторий и стендов для монтажа и эксплуатации комплекса технических средств.

Научно-исследовательские и проектные организации, производственные объединения и предприятия при разработке АСУП должны руководствоваться; законами СССР, решениями Правительства СССР и другими нормативными актами и вопросами проектирования систем управления промышленными объектами; общеотраслевыми документами по основным техническим направлениям разработки автоматизированных систем управления; нормативными документами, инструкциями, государственными и отраслевыми стандартами в области создания АСУП; документами по организации и управлению предприятиями соответствующей отрасли промышленности; каталогами типовых прикладных программных средств, вычислительной техники, средств связи и автоматики; установленными нормативами затрат ресурсов на разработку и внедрение АСУП, сметными нормами и ценниками для определения сметной стоимости автоматизации.

При разработке проектов АСУП следует учитывать: рекомендации по использованию результатов законченных научных исследований и проектных работ по созданию новых видов технических средств и современных экономико-математических методов управления, решения межведомственных и ведомственных комиссий по результатам приемки важнейших работ в области создания а также результаты работ, выполняемых в соответствии с комплексными планами работ по стандартизации и методическому обеспечению создания АСУП.

При разработке АСУП следует предусматривать применение унифицированных систем документации (УСД) и общесоюзных классификаторов технико-экономической информации (ОК ТЭИ) путем: использования в АСУП унифицированных форм документов, установленных УСД или разработанных на их основе; использования ОК ТЭИ для кодирования входной и выходной информации в целях обеспечения информационной совместимости взаимодействующей различных уровней.

В процессе разработки и внедрения АСУП формируется: предпроектная документация, включающая технико-экономическое обоснование и техническое

задание на разработку АСУП; техническая документация технического или технорабочего и рабочего проектов; проектно-сметная документация архитектурно-строительной и смежных частей проекта АСУП, включая проект монтажа комплекса технических средств АСУП; организационно-распорядительская документация, определяющая организационно-правовые и хозяйственные взаимоотношения организаций, принимающих участие в создании АСУП.

Состав, содержание и порядок оформления предпроектной, технической и организационно-распорядительской документации регламентируются ОРММ, руководящими методическими материалами Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, государственными стандартами и другими нормативно-техническими документами, утвержденными Госстандартом СССР.

Состав, содержание и порядок разработки проектно-сметной документации и выполнения строительно-монтажных работ определяются документами Госстроя СССР, соответствующими стандартами и нормативными материалами.

Для АСУП устанавливаются виды отчетной и проектной документации, приведенные в следующей таблице:

Стадия

Этап

Работа

1

2

3

1. Предпроектная

Подготовка и заключение договора

Предварительный анализ и выявление первоочередных объектов (организаций и предприятий для проектирования и внедрения на них АСУП)

Преддоговорное обследование и определение исходных характеристик объекта для заключения договора

Составление и подписание договора на создание АСУП

Комплексное обследование

Обследование объекта и анализ его характеристик

Разработка технико-экономического обоснования создания АСУП

Разработка перечня организационно-технических мероприятий по подготовке объекта к внедрению АСУП

Составление отчета по обследованию объекта

Определение характеристик и показателей разрабатываемой системы

Разработка комплекса документации технического задания

Экспертиза и согласование технического задания

Утверждение технического задания

2. Технический проект

Обследование

Анализ параметров и требований, заложенных в техническом задании

Уточнение материалов обследования объекта

Выбор проектных вариантов реализации задач управления

Выбор и обоснование проектных решений

Разработка проектных решений

Взаимная увязка проектных решений

Разработка документации

Разработка комплекса документации технического проекта

Экспертиза и согласование технического проекта

3. Рабочий проект

Разработка рабочей документации

Утверждение технического проекта

Анализ параметров и требований, заложенных в техническом задании и техническом проекте

Разработка комплекта документации рабочего проекта

4. Внедрение

Подготовка объекта

Реализация организационно-технических мероприятий по подготовке объекта к внедрению АСУП Реализация проектных решений на объекте

Испытания

Опытная эксплуатация составных частей АСУП

Производственные испытания АСУП

Корректировка проектной документации

Экспертиза и сдача АСУП в эксплуатацию

Сдача АСУП разработчикам экспертной комиссии заказчика

Сдача АСУП приемочной комиссии

Корректировка проектной документации

5. Анализ функционирования

Обследование

Разработка методики обследования и анализа функционирования АСУП

Анализ

Проведение анализа функционирования АСУП

Разработка предложений по развитию эксплуатируемой АСУП

Составление отчета по анализу функционирования АСУП

Устанавливаются следующие принципы комплектования документации:

а) по стадиям создания АСУП:

  • обследование;
  • техническое задание;
  • технический проект;
  • рабочий проект;
  • внедрение АСУП;
  • анализ функционирования АСУП;

б) по уровню иерархии;

  • система;
  • подсистема;
  • комплекс задач (задача);

в) по видам обеспечения: экономическое и организационное; информационное; техническое; математическое;

г) по виду потребителя: эксплуатационная документация; исполнительная документация.

Обязательным является комплектование по п. «а».

Комплектование по остальным принципам производится по усмотрению разработчика.

Разрабатываемая при создании АСУП техническая документация должна выполняться без излишней детализации и повторений, в минимальном объеме, достаточном для оценки проектных решений, изучения предусмотренных проектом методов управления, выполнения наладочных и эксплуатационных работ. Степень детализации и объем документов, включаемых в документацию технического и рабочего проектов, должны соответствовать требованиям, установленным ОРММ.

Виды отчетной и проектной документации

Вид документа

Описание документа

1

2

Программа обследования

Документ, определяющий состав работ по обследованию и регламентирующий порядок выполнения этих работ

Отчет по комплексномуобследованию АСУ (подсистемы)

Документ, содержащий результаты анализа материалов комплексного обследования объекта

Технико-экономическое

обоснование

Документ, подтверждающий экономическую целесообразность и производственную необходимость создания АСУП

Техническое задание на разработку АСУ (подсистемы)

Документ, определяющий основные технико-экономические параметры (характеристики) разрабатываемой АСУ (подсистемы) и регламентирующий порядок ее проектирования и внедрения

Пояснительная записка

Документ, содержащий обоснование проектных решений

Функциональная характеристика АСУ (подсистемы)

Документ, характеризующий состав подсистем и задач в АСУ, их взаимосвязи, а также связи подразделений в АСУ

Постановка задачи и алгоритм решения

Документ, определяющий экономическую и организационную сущность задачи, характеристики входной и выходной информации и алгоритм решения

Должностная инструкция

Документ, регламентирующий действия персонала АСУ, осуществляющего конкурентную функцию управления в нормальном режиме функционирования и при его нарушениях

Операционная инструкция

Документ, регламентирующий действия персонала при выполнении определенных операций технологического процесса обработки данных

Сводная смета затрат

Документ, определяющий сумму затрат на разработку и внедрение АСУ

Расчет экономической эффективности

Документ, содержащий расчет показателей экономической эффективности проектируемой АСУ

Мероприятия по подготовке объекта к внедрению

Документ, содержащий перечень работ, обеспечивающих подготовку объекта к внедрению системы, с указанием исполнителей и сроков выполнения

Организация информационной (нормативной) базы

Документ, регламентирующий классификацию и состав информации, требования к организации информационной (нормативной) базы

Система классификации икодирования

Документ, содержащий номенклатуру объектов кодирования (классов), правила кодирования по определенной системе, структуру и разрядность кодов

Кодификатор информации

Документ, содержащий перечень кодируемой информации в системе с присвоением кодов обозначений

Альбом форм

Документ, состоящий из форм документов входной или (и) выходной информации

Контрольный пример

Документ, содержащий конкретные значения входной и полученной на основании алгоритма выходной информации

Система математического обеспечения

Документ, регламентирующий состав и принцип применения внутреннего и внешнего математического обеспечения

Эталон программ

Документ, содержащий программы на машинных носителях, служащий эталоном

Описание программ

Документ, содержащий описание общей схемы процесса решения и описание программ

Принципы построения комплекса технических средств (КТС)

Документ, определяющий состав устройств КТС и их функциональные взаимосвязи

Решения по периферийным техническим средствам

Документ, определяющий тип устройств, их количество, требования к организации эксплуатации периферийных технических средств

Решение по вычислительному центру

Документ, содержащий требования и основные положения по организации и функционированию вычислительного центра

Техническое задание на разработку рабочих чертежей монтажа комплекса технических средств ВЦ и периферийного оборудования

Документ, содержащий требования к монтажу КТС и являющийся основанием для разработки рабочих чертежей КТС

Рабочие чертежи монтажа комплекса периферийных технических средств

Документ, определяющий виды и объем работ по монтажу комплекса периферийных технических средств

Рабочие чертежи монтажа комплекса технических средств вычислительного центра

Документ, определяющий виды и объем работ по монтажу технических средств ВЦ

Альбом словарей

Документ, содержащий упорядоченный перечень наименований реквизитов, массивов и документом, записанных в аналогичной, хранимой в ЭВМ форме

Ведомость документов

Документ, предназначенный для комплектования документов по определенным признакам

Акт внедрения АСУ (подсистемы)

Документ о сдаче АСУ (подсистемы) в эксплуатацию

Научный отчет по анализу функционирования АСУП

Документ, содержащий предложения по развитию анализируемой системы и по прогнозированию проектных решений и их типизации

разработка АСУП осуществляется в соответствии с определенной стадийностью. Содержание работы на стадиях в каждом конкретном случае зависит от особенностей принятых методов и средств разработки (типовые проектные решения, пакеты прикладных программ и др.) и от особенностей объединений (предприятий), являющихся объектом автоматизации.

Техническая документация комплектуется отдельно:

  • по техническому проекту (ТП);
  • по рабочему проекту (РП);
  • о технорабочему проекту.

Допускается комплектование документов по элементам АСУП (подсистемам, задачам, видам обеспечения и т. д.).

Организация работ на предпроектной стадии

Предпроектная стадия включает комплекс научно-исследовательских работ и организационно-технических мероприятий по обследованию системы управления предприятием, позволяющих определить производственные возможности предпрятия по повышению объема и качества выпускаемой продукции, снижению затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов за счет создания АСУП, произвести оценку применимости типовых проектных решений и пакетов прикладных программ, имея в виду использование новых более эффективных методов планирования, учета и регулирования, проверку соответствия существующей на предприятии информационной базы, требуемой для создания АСУП, определение состава мероприятий, обеспечивающих переход на новые методы управления.

На основании результатов обследования разрабатываются технико-экономические обоснования создания АСУП. Они оформляются в виде пояснительной записки с приложением необходимых материалов. Объем ТЭО определяется сложностью и научно-производственной значимостью АСУП, при этом Материалы должны иметь минимально необходимый объем.

Работы по составлению ТЭО выполняются за счет средств, выделенных министерством (ведомством) на научно-исследовательские и проектные работы, а также за счет фонда освоения новой техники, эксплуатационных, текущих и других затрат предприятия. В случае выявившейся нецелесообразности создания АСУ на предприятии в ТЭО формулируются предложения и приводятся обоснования по совершенствованию системы управления предприятием на основе использования средств механизации административно-управленческих

К работам, выполняемым на предпроектной стадии, заказчик привлекает головную организацию по созданию АСУП в отрасли и специализированную организацию предполагаемого разработчика АСУП.

Головная организация назначает руководителя работ; разрабатывает программу предпроектного обследования и принимает участие в его проведении; участвует в разработке плана-графика совместных работ; участвует в обследовании действующей системы управления с анализом материальных потоков и существующего документооборота; участвует в разработке технико-экономического обоснования и технического задания на создание АСУП; участвует в оценке применимости и выборе типовых проектных решений, пакетов прикладных программ; разрабатывает предложения по изменению методов управления, информационной базы и структуры управления предприятием в соответствии с требованиями АСУП.

Функции заказчика

На предпроектной стадии заказчик выполняет следующие работы; заключает договор с привлекаемыми организациями на разработку ТЭО и ТЗ; издает приказ о формировании оперативной группы и назначении руководителя работ; составляет план оргтехмероприятий по обследованию предприятия; обеспечивает проведение работ по подготовке предприятия к созданию АСУП и выбору направлений разработки АСУП; производит обследование и описание действующей системы управления и существующего документооборота, участвует в выборе типовых проектных решений и пакетов прикладных программ; обеспечивает обучение руководящего персонала новым методам управления в условиях АСУП; разрабатывает с привлечением специализированных организаций технико-экономическое обоснование и техническое задание на создание АО П. согласовывает в установленном порядке предложения по изменению методов и организационной структуры управления предприятием; обеспечивает разработку и реализацию организационно-технических мероприятий, а также мероприятий по изменению процессов планирования и управления производственнохозяйственной деятельностью, исходя из требовании, возникающих при создании АСУП; обеспечивает подготовку предприятия к созданию информационной базы, включая проведение работ по составлению классификаторов материалов, комплектующих изделий, оборудования и др.; обеспечивает приведение конструкторско-технологической документации в соответствии с Единой системой конструкторской и технологической документации (ЕСКД и ЕСТД); рассматривает ТЭО и ТЗ на НТС предприятия; утверждает ТЭО и ТЗ в установленном порядке; обеспечивает включение работ по созданию АСУП в план важнейших работ отрасли (подотрасли); предусматривает при необходимости строительство объектов АСУП в плане капитального строительства, заключает договора на разработку проектно-сметной документации на строительство ВЦ и других объектов АСУП.

Согласование и утверждение технико-экономического обоснования и технического задания на создаение АСУП

Технико-экономическое обоснование и техническое задание на создание АСУП согласовывается с головной организацией по созданию АСУП в отрасли, с генеральным проектировщиком предприятия (в случае строительства или реконструкции предприятия), с головной организацией Минприбора (закрепленной за данной отраслью), с отделом (управлением) отраслевого Министерства, который осуществляет руководство работами по созданию АСУ в отрасли, а также с Всесоюзным промышленным объединением (главным управлением), в ведении которого находится предприятие, и утверждается руководством министерства (ведомства) заказчика.

ТЭО и техническое задание на создание АСУ на базовых предприятиях (в объединениях) в соответствии с утвержденными ГКНТ программами работ по решению научно-технических проблем дополнительно согласовываются с Главным управлением вычислительной техники и систем управления ГКНТ и утверждаются руководством министерства (ведомства) заказчика.

Утвержденное техническое задание по одному экземпляру направляется в головную организацию Минприбора, организации-разработчику, головной организации министерства заказчика, а по АСУ базовых предприятий, кроме того, —в ГКНТ. Корректировка технического задания на последующих стадиях создания АСУП осуществляется в порядке, установленном для вновь разрабатываемых технических заданий.

Организация работ на стадии технического проектирования

Одновременно с разработкой проекта, по мере готовности документации в соответствии с согласованным планом работ, заказчик обеспечивает выполнение комплекса мероприятий по подготовке к внедрению АСУП, совершенствованию организации производства и управления, оформлению конструкторской, технологической и организационно-распорядительной документации в соответствии с требованиями ТЗ на создание АСУП.

Функции заказчика

На стадии «Технический проект» заказчик обязан: составить план оргтехмероприятий по подготовке объекта к внедрению АСУП; разработать и согласовать с разработчиком план-график совместных работ; обеспечить обучение сотрудников эксплуатации ЭВМ, технических средств, системы математического обеспечения (СМО) ЭВМ, ППП и обучение управленческого персонала методам управления; завершить под методическим руководством

сдать заказчику программы, рабочую документацию по организации и ведению первичных массивов, отображающих данные конструкторской и технологической документации; разработать и согласовать с заказчиком соответствующие разделы контрольного примера; осуществлять методическое руководство работами по созданию классификаторов материалов, комплектующих изделий, оборудования, профессий, структурных подразделений; рассмотреть технический проект на своем научно-техническом совете; принять участие в рассмотрении технического проекта на научно-техническом совете заказчика, в согласовании и утверждении технического проекта в установленном порядке.

Организационно-распорядительная документация стадии

Для выполнения основных работ, проводимых на стадии «Технический проект», оформляется следующая организационно-распорядительная документация: приказ о проведении работ на стадии с планом-графиком организационно-технических мероприятий; план-график совместных работ; план-график ввода в эксплуатацию комплекса устройств подготовки данных; план-график ввода в эксплуатацию ЭВМ и другого оборудования ИВЦ; заказные спецификации и заявочные ведомости на технические средства; план-график подготовки информации на машинных носителях, ввода информации и ведения массивов на ЭВМ; план-график обучения сотрудников ИВЦ эксплуатации ЭВМ, технических средств, СМО ЭВМ и ППП (если таковые используются); протокол принятия зачетов по результатам обучения СМО ЭВМ и ППП; протокол согласования постановок задач; протокол рассмотрения ТП на НТС заказчика; протокол рассмотрения ТП на НТС разработчика; акт утверждения технического проекта; договор на монтаж, наладку и сдачу в промышленную эксплуатацию ЭВМ и другого оборудования ИВЦ.

Порядок согласования и утверждения технического проекта

Технический проект согласовывается разработчиком с заказчиком, с головной организацией по созданию АСУП в отрасли, с головной организацией Минприбора, закрепленной за данной отраслью. В случае если проект АСУП является частью проекта строительства или реконструкции предприятия, на котором создается АСУП, он дополнительно согласовывается с генеральным проектировщиком предприятия. Рассмотрение, обсуждение и согласование документации технического проекта заказчиком осуществляются в согласованные сроки, но не более месяца со дня получения комплекта документации, другими организациями — в срок не более двух недель.

Решения технического проекта по отдельным объектам АСУП (общестроительным, противопожарным, радиотехническим и др.), разработанные в соответствии с действующими нормами и правилами (о чем должна быть соответствующая запись в материалах проекта), не подлежат согласованию с органами государственного надзора.

В отдельных случаях, когда возникает необходимость частичного отступления от действующих норм и правил, эти отступления должны предварительно согласовываться разработчиком с соответствующими органами в порядке, установленном министерством или ведомством, утвердившим эти правила и нормы. Проектные решения должны быть согласованы с соответствующими органами государственного надзора при отсутствии утвержденных норм и правил по отдельным вопросам.

Головные организации, осуществляющие согласование технической документации, не должны требовать от разработчика представления технической документации в большем объеме и составе, а также с большей степенью детализации, чем это предусмотрено настоящими методическими материалами или действующими государственными стандартами по составу и содержанию проектов АСУП.

Разработчик передает заказчику полный комплект согласованного технического проекта в двух экземплярах, заказную документацию и требования к архитектурно-строительной части проекта в четырех экземплярах. Организации-соисполнители передают генеральному разработчику соответствующую документацию технического проекта в трех, а заказную документацию и требования к архитектурно-строительной части проекта — в пяти экземплярах.

Заказчик составляет и подписывает акт утверждения технического проекта, который должен содержать результаты обсуждения и согласования, включая оценку полноты и качества разработки.

Акт утверждения и технический проект представляются заказчиком для утверждения в министерство заказчика. Разработчик принимает участие в защите проекта в организациях, осуществляющих согласование и утверждение проекта. Переутверждение технических проектов, в которые внесены изменения, направленные на улучшение технико-экономических показателей АСУ, снижение затрат и сокращение сроков разработки и внедрения, производится в порядке, установленном для вновь разработанных проектов. Полный комплект утвержденного технического проекта вместе с актом о его утверждении должен храниться у заказчика и в организации, разработавшей проект.

Организация работ на стадии рабочего проектирования

Рабочий проект АСУП разрабатывается на основе утвержденного технического проекта и утверждению не подлежит. Целью рабочего проекта является разработка технической документации, необходимой для отладки и внедрения АСУП, для проведение приемо-сдаточных испытаний, а также для обеспечения нормального функционирования АСУП.

Функции заказчика

На стадии «Рабочий проект» заказчик обязан: уточнить план оргтехмероприятий по подготовке объекта к внедрению АСУП; сдать в промышленную эксплуатацию КТС и ИВЦ; завершить формирование информационной базы и банка данных АСУП и организовать их эксплуатацию службами ИВЦ; подготовить в соответствии с инструктивными материалами, переданными разработчиком, контрольные примеры; организовать поэтапную приемку рабочих программ путем проверки на контрольных примерах; обеспечить внедрение задач (комплексов задач) по мере их приемки; выполнить организационно- технические мероприятия по подготовке предприятия к внедрению АСУП и представить в вышестоящую организацию сведения об их выполнении, согласованные с разработчиком; обеспечить внедрение методов планирования и регулирования производства в соответствии с решениями, предусмотренными проектом АСУП; обеспечить завершение обучения пользователей и персонала ИВЦ работе в условиях функционирования АСУП; разработать под методическим руководством и с участием разработчика и утвердить в установленном порядке должностные инструкции, определяющие порядок работы управленческого персонала в условиях функционирования АСУП; представить разработчику магнитные ленты, диски, а также машинное время ЭВМ, необходимые для подготовки рабочих программ и их сдачи (для создания информационной базы и банков данных это мероприятие выполняется на стадии ТП).

Функции разработчика

На стадии «Рабочий проект» разработчик обязан: принять участие в оценке выполнения плана оргтехмероприятий по подготовке объектов к внедрению АСУП; завершить разработку программного обеспечения; обеспечить первоочередную генерацию, отладку и сдачу заказчику всех рабочих программ банка данных; осуществить генерацию рабочих программ в соответствии с выбранными параметрами объекта автоматизации, их стыковку с блоками пользователя и другими программами, произвести комплексную наладку и сдачу заказчику (для ППП); осуществить методическое руководство работами по формированию информационной базы на магнитных носителях; разработать программы блоков пользователя, подключаемых в ППП, и оригинальные программы; завершить разработку рабочей документации по всем видам обеспечения; осуществить поэтапную сдачу документации рабочего проекта АСУП заказчику, в том числе рабочих программ с проверкой их на контрольном примере и оформлением акта сдачи-приемки в опытную эксплуатацию; оказать методическую помощь заказчику по разработке должностных инструкций.

Порядок передачи программной документации

Все программы и инструкции, проверенные разработчиком на контрольном примере, сдаются заказчику по акту, удостоверяющему их приемку в опытную эксплуатацию. Форма акта приведена в приложении. Сдаваемые заказчику программы, инструкции и описания алгоритмов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к составу и содержанию рабочего проекта АСУП. Заказчику передаются программы, записанные на магнитных лентах. Заказчик обеспечивает разработчика магнитной лентой и машинным временем, необходимыми для сдачи программ в опытную эксплуатацию и их дублирования.

Приемка комплекса задач (подсистем) в опытную эксплуатацию производится путем проведения счета специально подготовленным персоналом заказчика в присутствии представителей разработчика с последующим анализом результатов. По взаимному согласованию проведение счета может производиться разработчиком в присутствии заказчика.

По результатам приемки подписывается акт сдачи-приемки программ в опытную эксплуатацию.

Обнаруженные ошибки разработчика в программах и другой технической документации устраняются в процессе сдачи в опытную эксплуатацию.

Организационно-распорядительная документация стадии

На основные работы, проводимые на стадии «Рабочий проект», оформляется следующая организационно-распорядительная документация: приказ

о проведении работ на стадии в соответствии с планом-графиком организационно-технических мероприятий; план-график совместных работ; акт проверки на контрольных примерах и приемки в опытную эксплуатацию рабочих программ базы данных; акт готовности нормативно-справочной документации в соответствии с требованиями используемых ППП и других задач АСУП; акт проверки на контрольных примерах и приемки в опытную эксплуатацию комплексов задач АСУП; акт выполнения организационно-технических мероприятий по подготовке предприятия к внедрению АСУП.

Организация работ на стадии технорабочего проекта

В целях сокращения сроков разработки и объема документации при наличии проверенных эффективных решений по основным видам обеспечения АСУП, пригодных для применения в конкретном проекте системы, рекомендуется одностадийнаяразработка технорабочего проекта АСУП.

Решение об одностадийном проектировании определяется в ТЭО и ТЗ. Технорабочий проект АСУП разрабатывается на основе утвержденного технического задания на создание АСУП.

Основным принципом разработки технорабочих проектов является максимальное использование документации пакетов прикладных программ и типовых проектных решений. В случае когда требования к основным параметрам

комплексов задач и других проектных решений значительно отличаются от соответствующих параметров ППП и ТПР, применение которых приводит к неоправданному снижению эффективности функционирования АСУП, могут разрабатываться оригинальные решения по отдельным задачам (комплексам задач).

Права и обязанности заказчика и разработчика при одностадийной разработке технорабочего проекта соответствуют правилам и обязанностям при двухстадийной разработке. При этом организация работ, последовательность и необходимые опережения, и распределение отдельных работ с учетом состава используемых ППП и ТПР устанавливаются в плане-графике разработки технорабочего проекта.

Содержание материалов технорабочего проекта соответствует содержанию технического и рабочего проектов АСУП. Порядок рассмотрения и утверждения технорабочего проекта соответствует порядку рассмотрения и утверждения технического проекта АСУП. Допускается первоочередное утверждение отдельных разделов ТПР, которые определяют сроки внедреиня АСУП (например, решения по комплексу технических средств).

Организация работ по вводу АСУП в эксплуатацию

На стадии «Ввод АСУП в эксплуатацию» осуществляются: опытная эксплуатация отдельных задач и их комплексов: приемка комплексов задач в промышленную эксплуатацию; проведение приемо-сдаточных испытании; приемка АСУП в промышленную эксплуатацию.

Состав и очередность выполнения работ определяются согласованными планами-графиками ввода в эксплуатацию, в которых указываются: состав и сроки выполнения работ по строительству, монтажу, наладке и испытанию объектов АСУП с момента получения рабочей документации до сдачи объектов в промышленную эксплуатацию; состав и сроки выполнения работ по проведению опытной эксплуатации, приемо-сдаточным испытаниям комплексов задач; состав и сроки выполнения работ, обеспечивающих переход от существующих методов управления к методам, предусмотренным проектом АСУП.

Функции заказчика

На стадии «Ввод АСУП в эксплуатацию» заказчик обязан: завершить выполнение организационно-технических мероприятий по подготовке предприятия внедрению и оформить их актами; обеспечить выполнение персоналом предприятия должностных и технологических инструкций; ввести в эксплуатацию технические средства, необходимые для внедряемого технологического процесса обработки данных; издать приказ с планом-графиком о проведении опытной

эксплуатации АСУП и проанализировать совместно с разработчиком результаты опытной эксплуатации; завершить опытную эксплуатацию всех комплексов задач АСУП и приемку их в промышленную эксплуатацию; внести изменения в организационную структуру предприятия в соответствии с проектом АСУП; разработать проект приказа по составу приемочной комиссии; разработать и согласовать с разработчиком проект программы приемо-сдаточных испытаний; организовать работу приемочной комиссии, представить ей требуемую документацию, провести испытания АСУП; проверить эффективность реализованных решении в условиях промышленной эксплуатации, по результатам анализа функционирования системы разработать рекомендации по ее дальнейшему развитию.

Если заказчик поручает работы по анализу функционирования АСУП разработчику на договорных условиях, он обязан: подготовить и издать приказ о проведении работы, собрать и представить все данные и документы, необходимые для анализа системы, обеспечить проведение работ по проверке функционирования АСУП.

Функции разработчика

На стадии «Ввод АСУП в эксплуатацию» разработчик обязан: откорректировать техническую документацию по результатам опытной эксплуатации АСУП; принять участие в разработке проекта программы приемо-сдаточных испытаний АСУП; осуществлять методическое руководство и принять участие в сдаче задач (комплексов задач) в промышленную эксплуатацию; участвовать в работе комиссии по приемке АСУП в промышленную эксплуатацию. В случае заключения дополнительного договора на анализ функционирования разработчик обязан разработать и передать заказчику предложения по основным направлениям развития АСУП.

Организационно-распорядительная документация стадии

Состав и порядок оформления приемо-сдаточной документации на завершение строительно-монтажных и пусконаладочных работ определены нормативно-техническими документами Госстроя СССР.

При завершении работ по подготовке предприятия к внедрению АСУП оформляются: акты завершения работ по оформлению конструкторской, технологической и организационно-распорядительной документации предприятия в соответствии с требованиями проекта АСУП; акты выполнения работ по заполнению форм нормативно-справочной и оперативной информации и ее перфорации; акты выполнения работ по загрузке информационной базы и ее проверке; акты проверки программ и инструкций на контрольных примерах; протоколы согласованных отступлений от процедур обработки данных, предусмотренных проектом.

При завершении работ по вводу АСУП в эксплуатацию оформляются: приказ о проведении работ на стадии «Ввод АСУП в эксплуатацию» с планом-графиком организационно-технических мероприятий; план-график совместных работ; акт о сдаче в промышленную эксплуатацию комплекса технических средств; приказ о проведении опытной эксплуатации; программа опытной эксплуатации; план-график проведения опытной эксплуатации комплексов задач АСУП; акты сдачи комплексов задач АСУП в промышленную эксплуатацию; акты о выполнении организационно-технических мероприятий по подготовке предприятия на стадии внедрения; приказ по составу приемочной комиссии; программа приемочных испытаний; акт приемки АСУП в промышленную эксплуатацию с приложениями.

Особенности создания АСУП для строящихся (реконструируемых) предприятий

Проектирование АСУП для вновь строящихся, расширяемых и реконструируемых действующих предприятий осуществляется на основе технико-экономических обосновании или другой предпроектной заменяющей ТЭО документации, подтверждающих экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость их проектирования и внедрения.

Технико-экономические обоснования создания АСУП являются составной частью предпроектиой документации на проектирование и строительство (реконструкцию) предприятия. Исходные данные для ТЭО создания АСУП принимаются на основе данных, полученных в результате обследования предприятий-аналогов, выполнения научно-исследовательских и проектных работ, действующих директивных и нормативных документов по созданию АСУП.

Техническое задание на создание АСУП по составу и содержанию должно соответствовать требованиям ОРММ. На основании утвержденного задания на проектирование предприятия и ТЗ на создание АСУП осуществляется разработка раздела «Системы управления предприятием» технорабочего (технического) проекта предприятия. Состав и содержание раздела «Системы управления предприятием» устанавливаются с учетом требований ОРММ и «Инструкции по разработке проектов и смет для промышленного строительства» СИ 202—76.

Рабочая документация на создание технического обеспечения АСУП и рабочий проект создания АСУП разрабатываются в соответствии с утвержденным технорабочим (техническим) проектом предприятия. Состав и содержание Документации рабочегопроекта АСУП и рабочих чертежей зданий, сооружений должны соответствовать требованиям ОРММ и Инструкции СИ 202—76. В Рабочая документация разрабатывается генеральным проектировщиком и (или) привлекаемой специализированной организацией в соответствии с соглашенным распределением работ.

В соответствии с установленным порядком разработка проектно-технической документации на создание технической базы АСУ (рабочей документации строительство зданий, вычислительных центров, установку и монтаж оборудования — ЭВМ, внешних устройств к ним, дополнительных, вспомогательных и других технических средств, средств оргтехники и связи) осуществляется за счет средств, предусмотренных на строительство предприятия.

Разработка технической и инструктивно-методической документации, связанной с созданием экономико-математических моделей, алгоритмов, программ решения задач по обработке информации, различных инструкций, классификаторов, информационной базы и т. д., выполняется по отдельному договору с заказчиком за счет средств на научно-исследовательские работы, эксплуатационных и других средств предприятия, осуществляющего создание АСУ.

Планы разработки и внедрения АСУП на всех этапах должны быть увязаны с планами разработки проекта, а также со сроками строительства (реконструкции) и ввода в действие предприятия в соответствии с планами капитального строительства.

Управление работами по созданию АСУП

Управление работами по созданию АСУП в народном хозяйстве в соответствии с установленным распределением функций осуществляют: Государственный комитет СССР по науке и технике, Госплан СССР, ЦСУ СССР, Академия наук СССР, министерства и ведомства. Функции, осуществляемые Государственным комитетом по науке и технике, Госпланом СССР, ЦСУ СССР и АН СССР в области управления координацией работ по созданию АСУП, в настоящем справочнике не рассматриваются.

Министерства и ведомства: обеспечивают разработку долгосрочных, пятилетних и годовых планов создания АСУП в отрасли и планов совместных работ министерств, отвечающих целям развития отрасли народного хозяйства в целом; обеспечивают создаваемые в отрасли АСУП материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами; организуют и координируют работы по созданию АСУП, выполняемые силами подчиненных и привлекаемых организаций- разработчиков; назначают по необходимости из числа ведущих технологических научно-исследовательских и проектных организаций отрасли организацию, отвечающую за совершенствование производства и управления на предприятиях отрасли; назначают головную организацию по созданию АСУП в отрасли; утверждают технико-экономические обоснования и технические задания на создание конкретных АСУП; утверждают технические или технорабочие проекты АСУП; рассматривают результаты анализа функционирования АСУП; назначают головных заказчиков по созданию КВЦ, обслуживающих группу АСУП; утверждают распределение долевых затрат на разработку, строительство, внедрение и эксплуатацию КВЦ, обслуживающего группу предприятий.

Министерства и ведомства, производственные объединения и предприятия, научно-исследовательские и проектные организации отвечают в границах своей компетенции за своевременное планирование и финансирование работ, разработку, согласование и утверждение проектов АСУП, а также за выполнение в плановые сроки мероприятий, связанных с подготовкой предприятия к внедрению и внедрением АСУП. Методическое руководство созданием АСУП возлагается на головные организации отрасли.

Головные организации по созданию АСУП в отрасли наряду с выполнением функций, установленных для головных организаций, выполняют следующие функции: разрабатывают обоснования и предложения по перспективному плану создания АСУП в отрасли; разрабатывают план создания АСУП в отрасли, согласованный с головной организацией по созданию АСУП министерства, ведомства разработчика; обеспечивают организационную, техническую, информационную и программную совместимость АСУП, создаваемых в отрасли; рассматривают и согласовывают проекты АСУП, обеспечивая повышение эффективности, снижение затрат и сокращение сроков разработки и внедрения АСУП на предприятиях отрасли; разрабатывают ТПР и ППП с учетом отраслевой специфики и осуществляют методическое руководство работами по их применению в АСУП отрасли; разрабатывают инструктивные материалы по созданию АСУП в отрасли; осуществляют методическое руководство работами по определению готовности предприятий отрасли к созданию АСУП; осуществляют методическое руководство и участвуют в разработке технико-экономических обоснований и технических заданий на создание АСУП; анализируют функционирование АСУП, создаваемых в отрасли, и разрабатывают мероприятия по повышению их эффективности; участвуют в испытаниях и приемке в эксплуатацию систем (очередей, подсистем).

Отраслевые организации, участвующие в выполнении работ по совершенствованию организации производства и управления на предприятиях отрасли: разрабатывают методики внутрипроизводственного хозяйственного расчета и методы организации планирования и управления производственно-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий; разрабатывают рекомендации по применению экономико-математических моделей; разрабатывают методические положения и инструкции по совершенствованию организационных и функциональных структур объединений, предприятий; разрабатывают обоснования и предложения по унификации форм документов и рационализации внутрипроизводственного документооборота; разрабатывают инструкции и положения по совершенствованию методов материального и морального стимулирования; совместно со специализированными научно-исследовательскими и проектными организациями разрабатывают организационные проекты, обеспечивающие совершенствование организации производства и управления на предприятиях отрасли и эффективное применение типовых проектных решений, пакетов прикладных программ, а также определяют требования к разработке ТПР и ППП с учетом отраслевой специфики; осуществляют методическое руководство работой по совершенствованию организационной структуры производственных объединений и предприятий отрасли и подготовкой предприятий к внедрению разрабатывают мероприятия по внедрению государственных и отраслевых стандартов и других нормативно-технических документов, обеспечивающих типизацию и унификацию административно-управленческой документации и методов управления; осуществляют методическое руководство работой объединений, предприятий отрасли по рационализации, организации управления.

Производственные объединения, предприятия: обеспечивают проведение работ по организации и совершенствованию системы управления предприятием, участвуют в разработке технико-экономического обоснования создания АСУП; разрабатывают с привлечением организаций-разработчиков техническое задание на создание АСУП; отвечают за разработку и реализацию планов создания АСУП объединения (предприятия); обеспечивают материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами разработку и внедрение АСУП; организуют и координируют работы по созданию АСУП объединения (предприятия); обеспечивают проведение работ по организационно-технической подготовке объединения (предприятия) к созданию АСУП; обеспечивают организацию проектирования и строительства помещений, необходимых для размещения технических средств АСУП; организуют приобретение, хранение, монтаж, наладку и ввод в эксплуатацию технических средств, а также обучение кадров; организуют рассмотрение и представление на утверждение технического проекта АСУП; обеспечивают своевременное внедрение и освоение проектных решений по организационному, техническому, программному и информационному обеспечению АСУП; организуют и руководят работами по совершенствованию организации производства и управления в объеме, предусмотренном ТЭО, с привлечением в необходимых случаях специализированных организаций; обеспечивают проведение опытной эксплуатации и организуют приемо-сдаточные испытания АСУП; обеспечивают достижение проектных технико-экономических показателей АСУП в процессе промышленной эксплуатации; отвечают перед вышестоящими организациями за обеспечение функционирования АСУП в объеме, предусмотренном актами приемки АСУП в промышленную эксплуатацию в соответствии с нормами и правилами, определенными технической документацией АСУП и действующими нормативно-техническими документами.

Планирование работ

Планирование создания ЛСУП в промышленности в соответствии со сложившейся системой народнохозяйственного планирования предусматривает годовой, пятилетний и долгосрочный основные плановые периоды.

Установлен следующий порядок разработки пятилетних планов создания АСУП. Министерства, создающие автоматизированные системы управления предприятиями, совместно с министерствами, обеспечивающими их разработку, составляют программу работ по созданию АСУП на пятилетку. На ее основе министерства разрабатывают предложения но внедрению вычислительной техники и представляют их в Госплан СССР в соответствии с «Методическими указаниями к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР».

Планом развития народного хозяйства СССР устанавливаются задания по внедрению вычислительной техники по показателям Госплана СССР. Пятилетний план создания АСУП в отрасли составляется соответствующим министерством, ведомством с учетом утверждаемых Советом Министров СССР и Госпланом СССР заданий по внедрению вычислительной техники в народное хозяйство и данных о перспективах развития отрасли. Пятилетний план отрасли составляется с учетом предложений министерств и ведомств, принимающих участие в создании АСУП в отрасли.

Установлен следующий порядок разработки и представления министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик утвержденных ими годовых планов внедрения вычислительной техники:

министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик представляют утвержденные ими планы внедрения вычислительной техники и отчеты о выполнении этих планов в Госплан СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике и в ЦСУ СССР.

Предложения к проекту годового плана развития народного хозяйства СССР в части заданий по внедрению вычислительной техники министерства представляют в Госплан СССР по унифицированным формам проектов планов.

В проекты планов министерства, ведомства должны включать только те работы, которые обеспечены материальными и трудовыми ресурсами.

План развития народного хозяйства СССР на год устанавливает задания по внедрению вычислительной техники по показателям Госплана СССР. Это задание служит основой для формирования годового плана внедрения АСУП в отрасли. Предложения к годовому плану внедрения в отрасли министерства и ведомства представляют по установленным показателям и формам. Планы внедрения АСУП в отрасли входят составной частью в план внедрения вычислительной техники отрасли. Мероприятия, связанные с разработкой, внедрением, функционированием и дальнейшим развитием АСУП, должны найти отражение в соответствующих разделах техпромфинплана производственного объединения (предприятия).

Планы создания АСУП должны согласоваться между заказчиком и разработчиком по объемам, номенклатуре и срокам выполняемых работ. Односторонние корректировки планов создания АСУП запрещаются. Разработку АСУП рекомендуется включать в планы важнейших работ по новой технике отраслей (ведомств), организации которых участвуют в разработке АСУП.

Строительство вычислительных центров, линий связи и других объектов АСУП включается в титульные списки строек предприятия-заказчика, утверждаемые в установленном порядке.

Оперативно-календарное планирование разработки АСУП осуществляется на основе: ТЭО и ТЗ на создание АСУП в отрасли; плана создания АСУП в отрасли; перечня основных организационно-технических мероприятий по подготовке и внедрению отдельных очередей и АСУП в целом; договорных условий, определяющих взаимодействие заказчика и разработчика.

В процессе оперативно-календарного планирования разработки АСУП определяются: распределение работ между организациями-разработчиками и заказчиком; сроки приобретения, монтажа, наладки и сдачи в эксплуатацию

ЭВМ выбранной конфигурации, периферийных технических средств и другого оборудования АСУП; сроки начала и окончания этапов по разработке и внедрению АСУП.

Порядок финансирования научно-исследовательских, проектных и строительно-монтажных работ

Разработка и внедрение автоматизированных систем управления и проведение мероприятий по совершенствованию систем управления осуществляются за счет средств на научно-исследовательские работы и капитальных вложений, выделяемых на развитие соответствующих отраслей промышленности, а также за счет эксплуатационных, текущих и других затрат объединений (предприятий).

Проектно-сметная документация на создание технической базы АСУП (строительство зданий вычислительных центров, установка и монтаж оборудования — ЭВМ, внешних устройств к ним, дополнительных, вспомогательных и других технических средств, средств оргтехники и связи) может разрабатываться за счет капитальных вложений по отрасли в пределах общих объемов проектно-изыскательских работ, устанавливаемых Госпланом СССР.

Техническая и инструктивно-методическая документация, связанная с созданием экономико-математических моделей, алгоритмов, программ обработки информации, различных инструкций, классификаторов документации, информационной базы и т. д., должна разрабатываться за счет затрат на научно- исследовательские работы, эксплуатационных, текущих и других затрат предприятий, осуществляющих создание и развитие АСУП.

Общий объем государственных капитальных вложений на внедрение вычислительной техники утверждается Госпланом СССР в составе годовых планов внедрения вычислительной техники. Распределение объемов государственных капитальных вложений осуществляется министерствами (ведомствами) СССР и союзных республик с учетом объектов, предусматриваемых к вводу в действие по государственному плану и по планам министерств (ведомств) СССР и союзных республик, и объектов, намечаемых к вводу в действие в последующие плановые периоды (задельные объекты). Государственные капитальные вложения распределяются по конкретным объектам министерствами (ведомствами) с учетом сроков выполнения работ и поставок оборудования.

В процессе создания АСУП производственное объединение (предприятие) может заключать с другими предприятиями и организациями договоры на осуществление комплексных разработок, отдельных научных исследований и проектов, на поставку новых видов изделий, оказание необходимых услуг, связанных с установкой и использованием этих изделий в составе АСУП. Указанные работы производятся также за счет имеющихся у объединения средств

на научно-исследовательские работы, за счет фонда освоения новой техники, эксплуатационных, текущих и других затрат объединения, а также за счет банковского кредита.

Производственное объединение (предприятие) заключает с проектными организациями договоры на разработку проектно-сметной документации на монтаж и установку необходимого оборудования, строительство новых зданий или реконструкцию существующих, предназначенных для размещения оборудования АСУП, прокладку линий связи и установку устройств сбора, передачи, обработки и отображения информации, а также на разработку нестандартного и вспомогательного оборудования. Эти работы могут выполняться за счет капитальных вложений по соответствующим отраслям промышленности народного хозяйства в пределах установленных объемов проектных работ. В необходимых случаях объединение привлекает в установленном порядке к разработке этой документации проектно-конструкторские подразделения, входящие в состав объединения.

Производственное объединение (предприятие) осуществляет строительство и реконструкцию объектов АСУП по договорам подряда, заключаемым со строительно-монтажными и наладочными организациями. В случае, когда это целесообразно, выполнение таких работ может осуществляться хозяйственным способом, силами подразделений объединения (предприятия).

Обеспечение создаваемых АСУП оборудованием, программами и материалами

Обеспечение техническими средствами и материальными ресурсами, необходимыми для ввода в действие АСУП, вычислительных центров и других подразделений, выполняющих вычислительные работы, предусматривается по министерствам и ведомствам СССР и союзных республик в планах материально-технического снабжения и планах распределения продукции, утверждаемых Госпланом СССР, Госснабом СССР и другими планирующими органами в соответствии с закрепленной за ними планируемой номенклатурой продукции.

Централизованное обеспечение прикладными программными средствами, используемыми при разработке АСУП, осуществляется научно-производственым объединением (НПО) «Центропрограммсистем» Минприбора, Государстенным фондом алгоритмов и программ (ГФАП), специализированными (межотраслевыми), отраслевыми (ведомственными) и территориальными (республиканскими) фондами, которые в своей работе руководствуются положениями и инструкциями, регламентирующими порядок приемки,организации сопровождения и продажи программных средств.

Прикладные программные средства, используемые при разработке АСУП, приобретаются разработчиком на основании прямых договоров с указанными организациями.

Эксплуатационными материалами для АСУП предприятия обеспечиваются через снабженческие органы вышестоящих организаций, в которые предприятия в установленные сроки направляют заявки на следующий год.

Комплексное централизованное обслуживание средств вычислительной техники осуществляется на хоздоговорных условиях специализированными организациями Минрадиопрома и Минприбора в соответствии с действующими положениями.

Права и ответственность заказчика и разработчика

Права, обязанности и ответственность заказчика и разработчика в процессе создания АСУП определяются настоящими материалами и условиями договора, составленного в соответствии с действующими положением и инструкциями о порядке заключения хозяйственных договоров.

Договором на создание АСУП заказчик поручает, а разработчик принимает на себя проведение определенных работ на стадиях: предпроектной, проектирования и ввода в эксплуатацию АСУП.

Договор на создание АСУП заключается между заказчиком и разработчиком на основании решений вышестоящих организаций (плановые задания, решения министерства, ведомства).

Содержание и объем работ в целом и по этапам определяются прилагаемыми к договору и согласованными сторонами: требованиями на выполнение НИР и ОКР, программой работ, календарным планом выполнения работ, сметными расчетами (калькуляцией).

В программе работ указывается: перечень работ по стадиям, выполнение которых принимает на себя каждая из сторон; необходимые условия, определяющие возможность выполнения работ последующей стадии; разбивка работ на этапы; перечень передаваемой заказчику документации и сроки ее передачи; состав и сроки проведения экспериментальных и наладочных работ, условия их проведения и порядок приемо-сдаточных испытаний.

Сроки выполнения работ по каждой стадии и ее этапам определяются согласованным сторонами календарным планом, прилагаемым к договору.

При создании АСУП заказчик имеет право: заключать хозяйственные договоры с разработчиком и с поставщиками технических средств АСУП и в случае их невыполнения действовать в установленном порядке; проверять ход и качество работ по созданию АСУП, предусмотренных договором, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность разработчика; требовать от разработчика в случае расторжения договора представления отчета по выполненной части работы; принимать участие в работе комиссии по сдаче задач и подсистем в опытную и промышленную эксплуатацию и в проведении испытаний отдельных элементов системы в производственных условиях.

При создании АСУП заказчик обязан: обеспечить своевременное финансирование работ и правильность использования средств, выделенных на создание АСУП; разработать мероприятия по совершенствованию организации производства, труда и управления и их полную и своевременную реализацию; разработать совместно со специализированными организациями технико-экономическое обоснование и техническое задание на создание АСУП; обеспечить своевременное рассмотрение, согласование и утверждение проектов АСУП; представить помещения для размещения исполнителей разработчика и хранения документов (при необходимости); выдать задания специализированным проектным организациям на проектирование, строительство и реконструкцию помещений (зданий) АСУП, размещение и монтаж комплекса технических средств АСУП; при необходимости включить в план капитального строительства и заключить договора с подрядными строительными и монтажно-наладочными организациями на строительство вычислительного центра, линий связи и других объектов АСУП, выполняемое подрядным способом; обеспечить строительно- монтажные и наладочные работы, выполняемые хозяйственным способом или с привлечением специализированных подрядных организации, в установленные сроки; реализовать в намеченные сроки мероприятия, связанные с подготовкой объекта к внедрению АСУП; соблюдать требования технической документации и действующих норм и правил промышленной эксплуатации АСУП.

Работы по созданию АСУП возглавляет директор предприятия или его заместитель, а основным исполнительным органом является специализированное подразделение по АСУП (отдел АСУП, ИВЦ).

При создании АСУП разработчик имеет право: заключать хозяйственные договоры с заказчиком и организациями-соисполнителями, а в случае их невыполнения поступать в соответствии с действующим законодательством и условиями договора; самостоятельно привлекать к работам по созданию АСУП специализированные организации в качестве соисполнителей с уведомлением об этом заказчика, при этом привлекаемые организации-соисполнители ответственны за качество и сроки исполнения работ только перед разработчиком АСУП; представлять интересы организации-соисполнителя в обсуждениях и переговорах с заказчиком, касающихся разработки АСУП; участвовать на стадиях разработки и внедрения в работе производственных совещаний по вопросам создания АСУП; выбирать средства и методы выполнения собственных работ на всех стадиях разработки АСУП, в которых он принимает участие; контролировать выполнение обязательств заказчика, регламентированных Общеотраслевыми руководящими методическими материалами по созданию АСУП, а также согласованными документами, не вмешиваясь в административно-хозяйственную деятельность заказчика; проверять ход работ, выполнимых заказчиком, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия.

При создании АСУП разработчик обязан обеспечить: выполнение техникоомических показателей, сметной стоимости и сроков разработки, предусмотренных утвержденными ТЭО и ТЗ; прогрессивность технических решений, маемых в проекте с учетом наиболее полного использования передового отечественного и зарубежного опыта в создании АСУП; применение эффективных технологических процессов обработки данных, высокопроизводительных технических средств, эффективных методов автоматизации управления производством, обоснованного выбора пакетов прикладных программ и других средств автоматизации проектирования; надежность вновь разработанных им устройств, их безопасность в эксплуатации, взрыво- и пожаробезопасность; соблюдение требований действующих инструкций, стандартов и других нормативных актов; соответствие рабочего проекта решениям, принятым в утвержденном техническом проекте; своевременную разработку и выдачу заказчику технической документации; качественное и своевременное выполнение работ привлекаемыми организациями-соисполнителями; правильность определения сметной стоимости объектов разработки в соответствии с действующими нормативами; широкое применение типовых решений и качественную их привязку к условиям объектов проектирования.

Научно-методическое руководство работами по разработке проекта АСУП осуществляет главный конструктор проекта (главный инженер, руководитель темы), который несет персональную ответственность за качество и сроки выполнения работ по созданию АСУП со стороны разработчика. Функции, права и обязанности главного конструктора проекта определяются действующими положениями и инструкциями.