Ввод АСУП и ее отдельных элементов в эксплуатацию представляет собой процесс постепенного перехода от существующих методов управления к методам автоматизированного управления.
Ввод АСУП в эксплуатацию организуется и проводится силами заказчика при участии разработчика и организации-соисполнителей. Взаимодействие организации-заказчика, разработчика и соисполнителей осуществляется на основании договорных условий и плана-графика сдачи АСУП в промышленную эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию осуществляется поэтапно, начиная со стадии разработки технического проекта по мере готовности рабочей документации и ввода в эксплуатацию технических средств, обеспечивающих внедрение комплексов задач, очередей или объектов АСУП, способных к самостоятельному функционированию.
К вводу АСУП в эксплуатацию следует приступать при наличии оформленных документов о выполнении плана мероприятий по подготовке объекта; рабочей документации на внедряемые выделенные комплексы задач, очереди или АСУП в целом; обученного персонала, обеспечивающего подготовку к вводу в эксплуатацию выделенной очереди АСУП; принятых в эксплуатацию технических средств АСУП, обеспечивающих функционирование внедряемых комплексов задач, очередей.
Строительно-монтажные и пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию зданий (помещений) и комплекса технических средств выполняются общестроительными и специализированными монтажно-наладочными организациями на основании прямых договоров с заказчиком.
Состав и содержание указанных работ определяется нормативно-техническими документами Госстроя СССР.
Порядок проведения опытной эксплуатации
Начало опытной эксплуатации задач (комплексов задач), сроки эксплуатации и состав комиссии по приемке конкретной задачи, комплексов задач (подсистемы) определяются приказом, изданным заказчиком и согласованным с разработчиком. К приказу прилагается согласованная с разработчиком программа проведения опытной эксплуатации, в которой определяются условия число просчетов комплексов задач, порядок проверки технических средств и решении комплексов задач, порядок устранения недостатков, выявленных при опытной эксплуатации [6].
Опытная эксплуатация должна проводиться при условии завершения подготовки и обучения персонала работе в условиях АСУП, для чего заказчиком оформляются: ведомости проверки знаний и выдачи удостоверений на право обслуживания и работы с устройствами АСУП; штатные расписания подразделений АСУП и справка об их укомплектованности на период внедрения; план мероприятий по повышению квалификации персонала.
В каждом отдельном случае устанавливается согласованный между разработчиком и заказчиком срок опытной эксплуатации АСУП в соответствии с ГОСТом 20912—75.
Опытная эксплуатация задач (комплексов задач) осуществляется заказчиком с участием разработчика в соответствии с программой опытной эксплуатации, должностными и технологическими инструкциями.
Классификация задач АСУП производится в зависимости от периодичности их решения автоматизированным способом. Периодичность характеризуется шагом решения (Тш) или минимальным интервалом запуска (Тз) задачи.
Класс задачи определяется в соответствии с таблицей:
Класс задачи |
Значение Тш, Т3, ч |
Медленно действующие (М) Среднего быстродействия (С) Быстродействующие (Б) |
Более 240 От 210 до 8 Менее 8 |
Устанавливаются два режима запуска задачи на решение:
- регламентный — при наступлении заданного момента времени;
- случайный — при наступлении ожидаемого случайного во времени события (запроса, поступления определенного сообщения и т. д.).
Устанавливаются временные характеристики задач:
- шаг решения Тш (для задач с регламентным режимом запуска);
- минимальный интервал запуска Т3 (для задач со случайным режимом Спуска);
- время сбора информации rc;
- время подготовки информации rп;
- время обработки информации ro;
- время представления информации rпр;
- время последействия rпд.
Несовмещенные составляющие указанных характеристик связаны соотношениями:
Tш=rc+rп+ro+rпр;
Tз=rп+rо+rпр+rпд;
Вид испытаний определяется в техническом задании на систему в зависимости от важности и сложности разработки.
Испытаниям предшествуют проверка на ЭВМ задачи на контрольном примере и опытная эксплуатация задачи.
Контрольный пример, разработанный для проверки конкретной задачи, согласовывается с заказчиком, а сама проверка производится в присутствии заказчика.
Цель проверки задачи на контрольном примере — установление соответствия разработанных алгоритмов, программы и инструкций требованиям проектной и технической документации путем реализации программ на ЭВМ на специально подобранной для этой цели информации. При положительных результатах проверки задача по двустороннему акту передается заказчику в опытную эксплуатацию. При отрицательных результатах, обусловленных недостатками разработки, по договоренности заказчика и разработчика устанавливается срок доработки и проведения повторной проверки задачи. Опытная эксплуатация проводится автономно по каждой отдельной задаче либо группе взаимосвязанных задач по согласованию сторон. Цель опытной эксплуатации — проверка внедряемой задачи (группы задач) в реальных производственных условиях на реальной информации с применением технических средств, предусмотренных проектной документацией АСУП [1], [8].
Опытная эксплуатация осуществляется силами заказчика при методической помощи разработчика.
Согласованная с заказчиком и разработчиком программа опытной эксплуатации должна предусматривать:
- перечень объектов (задач и технических средств), проходящих опытную эксплуатацию;
- количество просчетов задачи (задач), устанавливаемое для каждой задачи с учетом ее особенностей;
- методы и порядок проверки задачи (задач) на соответствие техническим требованиям на систему;
- методы и порядок проверки результатов решения задачи (задач);
- методы и порядок проверки технических средств, применяемых при решении задачи (задач).
Срок опытной эксплуатации устанавливается в каждом отдельном случае совместно заказчиком и разработчиком, но не более трех месяцев.
Возникшие в процессе опытной эксплуатации дополнительные требования заказчика, не предусмотренные в техническом задании и техническом проекте, не являются основанием для отрицательной оценки результатов опытной эксплуатации и могут быть удовлетворены по дополнительному соглашению в согласованные сроки.
При положительных результатах опытной эксплуатации задач (подсистем) составляется двусторонний акт о приеме их в промышленную эксплуатацию, форма акта приведена в форме № 2 (см. ОРММ по созданию АСУП). После приемки АСУП в промышленную эксплуатацию ответственность за функционирование ее в объеме принятых комплексов задач и средств несет заказчик.
Порядок проведения приемо-сдаточных испытаний
Ответственность за организацию и проведение приемки АСУП в промышленную эксплуатацию несет заказчик. В случае, когда основным разработчиком АСУП является предприятие, а проектные и научно-исследовательские организации привлекаются в качестве соисполнителей по отдельным работам, обязательства этих организаций определяются договорными условиями. Их участие в сдаче АСУП определяется договорными условиями, а также дополнительным соглашением с заказчиком.
Приемка АСУП в промышленную эксплуатацию производится по завершению приемки всех комплексов задач в промышленную эксплуатацию. Задачи, комплексы задач и технические средства АСУП, не предусмотренные в техническом задании, но внедренные заказчиком самостоятельно, могут быть включены в комплекс сдаваемой АСУП только по согласованию с разработчиком и после внесения в ТЗ на создание АСУП соответствующих изменений.
АСУП должна быть обеспечена материальной частью, проектной документацией и специально выделенным персоналом.
В материальную часть АСУП входят:
- технические средства, установленные и соединенные между собой в соответствии с проектной документацией;
- эксплуатационная документация на все изделия, входящие в состав технических средств АСУП в соответствии с техническими условиями (или документами их заменяющими) на каждое изделие.
Специализированный персонал, входящий в состав подразделений АСУ предприятия-заказчика, комплектуется в соответствии со штатным расписанием этих подразделений.
Технические требования к АСУП в целом должны формулироваться для каждой конкретной системы и содержать:
- величину, характеризующую технико-экономическую эффективность правления предприятием после его автоматизации;
- перечень и характеристики задач, которые предполагается решать в АСУП;
- шаг решения или минимальный интервал запуска по каждой задаче с указанием допустимых значений;
- характеристику допустимой задержки результатов решения по каждой
- описание способа запуска задач (по требованию оператора в регламентное время, по требованию оператора в случайный момент времени, автоматически при совершении определенного события, автоматически при наступлении определенного момента времени);
- описание способа (дистанционная передача по каналам связи, доставка курьером и т. д.) и формы (сигнал, шкала прибора, световое табло, печать и т. д.) представления результатов по каждой задаче;
- условия работы технических средств (окружающая температура, влажность, вибрация и т. д.).
Задержка результата решения задачи характеризуется допустимой вероятностью превышения заданного момента времени представления информации потребителю и допустимой величиной этого превышения.
Вероятность превышения не должна быть более указанной в таблице.
Допустимая вероятность превышения заданного момента времени представления информации
Класс задачи |
Допустимая вероятность |
Медленно действующие (М) |
0,10 |
Среднего быстродействия (С) |
0,05 |
Быстродействующие (Б) |
0,01 |
Величина превышения заданного момента времени для задач всех классов не должна быть более указанной в таблице.
Допустимая величина превышения заданного момента времени представления информации
Класс задачи |
Допустимая величина превышения |
М |
0,03 (Тш, Т3) |
С |
0,10 (Тш, Т3) |
Б |
0,20 (Тш, Т3) |
Технические средства, составляющие материальную часть АСУП, входящие в Государственную систему приборов, и их классификация должны соответствовать требованиям ГОСТ 12997 — 67.
Технические средства АСУП по исполнению в зависимости от условий эксплуатации должны соответствовать ГОСТ 12997—67 и государственным стандартам на соответствующие группы средств.
По устойчивости к механическим воздействиям технические средства, комплектующие АСУП, должны соответствовать ГОСТ 12997—67 и государственным стандартам на соответствующие группы средств.
Питание технических средств должно осуществляться от сети переменного тока по ГОСТ 721—72. Уровень допустимых индустриальных радиопомех, создаваемых техническими средствами АСУП при работе, а также в момент включения и выключения, должен устанавливаться техническими требованиями на каждую конкретную систему.
Уровень механического шума, создаваемого техническими средствами АСУП, не должен превышать уровней по санитарным нормам 1004—73. Характеристики надежности работы технических средств АСУП должны соответствовать ГОСТ 13216—67. Сигналы и коды, используемые в технических средствах АСУП, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 10859—64, ГОСТ 13052—67, ГОСТ 15029—69, ГОСТ 15101—69, ГОСТ 18145—72, ГОСТ 18146—72.
По требованию заказчика или разработчика к приемке АСУП могут быть привлечены представители субподрядных специализированных предприятий.
Заказчик предъявляет АСУП приемочной комиссии, назначаемой распоряжением министерства (ведомства) заказчика по согласованию с министерством (ведомством) разработчика. Помимо членов комиссии, к приемке могут привлекаться с правом совещательного голоса эксперты по отдельным вопросам создания АСУП.
Заказчик обязан обеспечить нормальные условия работы комиссии в соответствии с принятой программой приема АСУП. Для оперативного решения организационных вопросов, возникающих в процессе приемки АСУП, приказом руководителя организации-заказчика выделяется ответственный представитель — заместитель директора, главный инженер или заместитель главного инженера.
Заказчик совместно с разработчиком подготавливает проект программы проведения испытаний и приемки АСУП и передает его приемной комиссии для рассмотрения и утверждения. В программе указываются: наименование сдаваемой АСУП; директивные документы, на основании которых разрабатывалась система; состав приемочной комиссии и номер приказа о ее назначении; Цель, объекты, объем, место и последовательность испытаний; методика проведения испытаний и оценки результатов. Пример программы приведен в форме № 3 (см. ОРММ по созданию АСУП).
Заказчик подготавливает совместно с разработчиком и передает во временное пользование комиссии следующие документы: приказы, распоряжения, планы, договоры и т. п., предусматривающие создание АСУП; технико-экономическое обоснование, техническое задание, технический и рабочий проекты АСУП; акты рассмотрения и утверждения технического проекта; акты, подтверждающие осуществление мероприятий по подготовке предприятия к внедрению АСУП; акты об окончании монтажа технических средств АСУП, пример акта приведен в форме № 4 (см. ОРММ по созданию АСУП); двусторонние акты заказчика и разработчика по сдаче задач, комплексов задач, устройств и их комплексов в промышленную эксплуатацию в соответствии с утвержденным техническим заданием (см. форму № 5 ОРММ по созданию АСУП); приказ по предприятию о вводе в промышленную эксплуатацию отдельных задач, комплексов задач; штатное расписание подразделений предприятия, обслуживающих АСУП, сведения об их укомплектованности специалистами и квалификации последних.
Приемочная комиссия обеспечивает: проверку документации и функционирование АСУП в сроки, определенные приказом министерства (ведомства), назначившего комиссию; выделение рабочих групп и распределение обязанностей среди членов комиссии для проверки отдельных подсистем; проверку расчета экономической эффективности создания АСУП и НТУ; организацию рабочих совещаний и подготовку актов приемки АСУП.
Проверка условий эксплуатации, режима работы технических средств АСУП производится одновременно с проверкой функционирования комплексов задач [3], [7].
Подготовленность персонала, ответственного за функционирование АСУП, определяется в соответствии с программой обучения и должностными инструкциями, разработанными в составе рабочего проекта. Результаты проверки обсуждаются на рабочих совещаниях и оформляются протоколами.
Завершающим этапом работы комиссии по проверке является составление акта, в котором указываются: состав комиссии с указанием должностей и мест работы членов комиссии; период приемки; состав исполнителей (организаций, предприятий), принимавших участие в создании АСУП; основания для проведения приемки (приказы, распоряжения и т. д.); перечень предъявленной документации АСУП и оценка ее соответствия действующим нормативно техническим документам; соответствие фактически выполненных и внедренных работ техническому заданию; готовность всех видов обеспечения и структурных подразделений заказчика к внедрению и эксплуатации АСУП; сведения об эффективности АСУП; сопоставление имеющихся и ожидаемых фактических данных по объему и источникам получаемой экономии с расчетными данными; выводы комиссии о возможности приемки АСУП; основные рекомендации комиссии по дальнейшему развитию автоматизированной системы управления производством и возможности использования проектных решений для АСУП, создаваемых на других предприятиях.
К акту приемки АСУП прилагаются: программа приемки, протоколы заседаний комиссии и ее рабочих групп, характеристика АСУП (см. форму № 6 ОРММ по созданию АСУП). Акт приемки в пяти экземплярах подписывается председателем и всеми членами комиссии. Датой ввода в эксплуатацию АСУП считается дата подписания акта комиссией. Акт приемки АСУП в эксплуатацию' с приложениями рассматривается и утверждается министерствами разработчика и заказчика не позднее чем в месячный срок после его представления.
Приложение к акту приемки АСУП «Характеристика АСУП» в месячный срок после утверждения акта приемки высылается министерством заказчика в сводный отдел планирования и внедрения вычислительной техники в народное хозяйство Госплана СССР и в Главное управление вычислительной техники и систем управления Госкомитета СССР по науке и технике.